Agora

Агора

Объявление

АГОРА (agora) - у древних греков народное собрание, а также площадь, где оно происходило.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Агора » Разговоры » Ершанская А.Г. "Другая жизнь"


Ершанская А.Г. "Другая жизнь"

Сообщений 1 страница 21 из 21

1

Ершанская Александра Георгиевна

Дневник
Другая жизнь.

Другая жизнь - это детдом, или казенно - школа-интернат №72.
Важная часть этой жизни - Ольвия.
Ольвия - это сказка. Сказка по сюжету: привозили детдомовцев, сгружали их в степи, и они превращались в ольвийских юношей и девушек, причастных к судьбе Древней Греции.
Сказка по декорациям. Степь, развалины древнего греческого  города-полиса, лиман, палатки, готовка на костре и ночи.  «Вы замечали, какое над Ольвией небо? Звезды как тысячи чьих-то пытливых глаз». Это из песни нашего главного археолога Сережи Буйского.
Костер, небо, песни Сережи, древняя, ожившая нашими голосами Ольвия и все Ольвиянки, влюбленные в теплый Сережин баритон. «Ольвиянка, Ольвиянка, словно юная гречанка, ты стройна и черноглаза, лучше в мире не найдешь».
Это ночь. А день начинался в 5 утра. Подъем, завтрак, раскоп, потом купание, обед, дневной отдых, полдник, снова раскоп, ужин и романтический вечер для всех, кроме меня.

Каждый взрослый отвечал за свою часть работы. Я с дежурным отделением кормила всех завтраками, обедами, полдниками, перекусами, ужинами. Ох!
Сверхзадачей было научить готовить дежурное отделение самостоятельно. Кроме того, так, по мелочи, я отвечала за обильность и вкусность еды, за добывание продуктов в голой степи для примерно сорока пацанов и пацанок, во время еды вновь превращавшихся из ольвийцев в детдомовцев. Чтоб жизнь не казалась очень легкой, готовить надо было на костре. Костер, конечно, на солнцепеке. Украинская степь под Херсоном, где-то +35 в тени, которой нет. Мой рабочий день начинался в 5 утра с выдачи продуктов для готовки. Дежурное отделение очень хотело, чтоб у них все было вкусно, вкуснее, чем у других. Вкусно - синоним сладко, и дежурные командиры тщательно накануне оговаривали со мной меню, где в каждое блюдо норовили засыпать сахар.
Я однажды проспала, и детки выдали себе 3 кг сахара на 3кг пшенки. И как же с удовольствием они лопали это варенье из пшенки!

Готовить вкусно - сами себя кормим - стало обязательным условием. Но готовить не умела, страшно сказать, даже я. Конечно, я была более житейски подкована и знала, например, что чай изначально несладкий, в отличие от напитка «чай» в чайниках в детдомовской столовке. Еще я понимала, что суп в пакетиках надо сначала открыть, а не метать закрытые пакетики в кипящую воду, как делали дежурные, получив инструкцию кинуть 10 пакетов супа в кипящую воду. Но это, пожалуй, и вся разница. Первую манную кашу в своей жизни я приготовила сразу на 40 человек в котле и на костре, и вышло отлично. А мы еще в нее черничное варенье добавили (завоз черничного варенья в 3-х литровых банках в сельпо украинского села - загадка логистики). Кашка вышла глубокого голубого цвета с фиолетовым отливом. Мечта!

Основные продукты - крупы, тушенка, сгущенка, копченые колбасы, рыбные консервы, сахар. Все, что имело шанс не испортиться в брезентовой палатке примерно +40 по Цельсию. Все остальное мы покупали в ближайших (километров 80) городах - Херсоне или Николаеве. У нас был свой гужевой транспорт - автобусик с ласковой кличкой «дельфинчик».
«Дельфинчик» привозил наше снаряжение и продовольствие из Москвы. А мы, ребята и педагоги, ехали поездом. Однажды мы приехали, а нас вместо «Дельфинчика» ждала телеграмма о поломке и задержке. Мы добрались на рейсовом автобусе до села, ближайшего к нашим раскопкам. Наступил вечер, и я вдруг осознала, что со мной 40 детей и им надо ужинать и вообще где-то спать.

Мы сунулись в местный продмаг. Но там было так пусто, будто его только что ограбили дочиста. Мы собрали летучий педсовет и меня, как женщину, то есть существо беззащитное, отправили к председателю сельсовета. Для пущей беззащитности и жалостливости я взяла Кольку Костылева. Для своих лет Колька был мал и худ, зарос по последней моде. Я велела Кольке во время разговора хныкать, просить хлебца и называть председателя дядечкой.
Председатель оказался вполне себе нормальный мужчина. «Что надо?» - спросил он у незнакомой тетки с ребенком. Ребенок (чертов Колька) только хмыкал и разглядывал плакаты про свиноматок на стене конторы. Пришлось взять все на себя. Свой скорбный монолог по типу «сами мы не местные, дайте  попить, а то так есть хочется, аж переночевать негде» я иллюстрировала настоящими скупыми слезами ужаса голодной смерти 40 сирот.
Через полчаса мы уже устроились на ночлег в местной школе, а еще через полчаса сидели за царским ужином в столовой для рабочих совхоза, специально открытой для нас.
Наутро нас накормили завтраком, дали грузовик, и мы приехали на раскопки, а тут и наш «дельфинчик» доплыл.
В довершение этой истории «про суп из топора» надо сказать, что председатель не взял с нас ни копейки.

2

Финансы и романсы

Водитель нашего «дельфинчика» Боря Озява, крепкий парень лет 25-ти с темно-русой бородой. У Бори был сильный голос и репертуар, очень подходящий для простора степи. «Там при лужке, при лужке конь гулял на воле!» - пел  Боря для единственной слушательницы - меня.

А гоняли мы с Борей на «дельфинчике» по разным маркитантским делам: добыть, урвать, достать. Однажды пришлось даже грабить сберкассу. Деньги на продукты для детей нам, в отличие от самих детей, на руки не доверяли. Деньги переводили из Москвы в сберкассу местного поселка. Шли эти деньги, наверно, пешком. Мы замучились заезжать в эту сберкассу и съедать неизменные «завтраки». А вокруг продавалась за гроши черешня, вишня, абрикосы. Наши детдомовцы их только на картинках видели. А денег нет.
И вот, заезжаем мы на авось в эту сберкассу и каким-то неведомым чувством чуем - деньги пришли. А до закрытия 5 минут, и всем хочется домой «у хату». «Нет еще, - явно врет нам тетка-кассирша. - Завтра приходите. Закрываемся». И тут могучий Боря встал в дверях, уперев руки с накачанными бицепсами в бока. Борода и зверское выражение лица дополняли эту картину. «Ни один, повторяю - ни один сотрудник не выйдет отсюда, пока мы не получим деньги. Наши дети, что, голую степь есть должны?» Тетки затрепетали, выдали нам деньги, приговаривая: «не сердчайте», и жалобно спрашивали: «Хлопец, скильки же у тебя робят?» «Сорок», - важно отвечал Боря, довольный, что завтра не надо ехать 50 км туда и обратно.
Дети, которые едят голую землю, - это из моего сна про то, что я что-то не купила, не рассчитала, а есть в степи реально нечего. К счастью, эти сны были не вещими, и мы умудрялись кормить наших детей разными едами.

Видимо, стояние у костра с поварешкой дает довольно однобокий взгляд на Ольвию.
Взглянем по-другому. На этот летний месяц мы реально превращались в ольвийцев. Мы раскапывали их дома и находили амфоры, чаши, светильники. Держа в руках амфору, которой две с лишним тысячи лет, чувствуешь свое присутствие в древнегреческой жизни, и бесконечный ольвийский ветер кажется ветром времени, смешавшем эпохи и поколения.

Ребята соревновались на греческой олимпиаде в почти древнегреческих видах спорта.
А война греков и скифов, настоящая, с ночными вылазками и штурмом греческого города.
А песни Сережи Буйского. Даже в баню мы ехали голося: «Там, за Танаис рекой, скифы пьют, гуляют...».
Вечерами мы собирались не где-нибудь, а на агоре - утоптанной площадке в центре лагеря.
Летних именинников поздравлял Зевс и другие греческие боги в веселом капустнике.
В конце месяца был главный праздник - посвящение в ольвийцы.

3

Посвящение в ольвийцы.

Это очень красивый праздник. Из детдомовских простыней шились туники. Греки-воины брали в руки щит и меч. Поздно ночью мы стояли на руинах древнего города Ольвии, держа в руках зажженные факелы. Передавая факел, мы говорили клятву верности ольвийскому братству.

Однажды наша величественная церемония не осталась незмеченной. Над раскопками древнего города находилось вполне современное село Парутино. В это село строго раз в неделю завозили плодово-ягодный портвейн. Завоз портвейна чисто случайно совпал с нашим праздником. Поздно вечером один из парутинских обитателей случайно взглянул на раскопки внизу. И обмер.
На развалинах Ольвии стояли древние греки. Их туники развевались на ветру. Огни факелов освещали фигуры воинов, бивших мечом о щит с древним криком «хайра».
Перепугавшись насмерть, решив, что он упился до белой горячки, селянин позвал родных и близких. Родные и близкие тоже вкушали портвейну. Они совсем перепугались, увидев греков, решив, что спились всем селом. Выручил семилетний сын селянина, специально разбуженный для экспертизы зрелища. «Точно, - сказал сын. - Греки вернулись. Воевать будут».
И здесь мы сделаем заход на ольвийские войны.

4

Ольвийские войны

Жара, степь, жизнь без электричества, радио, телевизора делали нас ольвийскими жителями, населяя первобытной энергией. Эта степная, жаркая энергетика требовала выхода. И мы целых два дня воевали. Весь лагерь ольвийцев делился на греков и скифов. Те и другие делали оружие: мечи и щиты. На щитах греков красовались горгоны и сирены, щиты скифов украшали чудища скифской мифологии. Одеты греки были в хитоны (многострадальные детдомовские простыни). Скифы были в специально порванных трениках и прочих лохмотьях. Рубашки рвали безжалостно. Скифы - дикий народ. Про греков проходили в школе. Про скифов больше знали из песен Сережи Буйского. «Акинаком исколю, исколю всю погану рожу, а потом коня возьму, коня возьму - конь всего дороже». В скифы, понятно, стремились многие.

Под вечер начиналась война. Армии расходились по степи. Взрослые в войну, увы, не играли, а были посредниками, следили, чтоб все по правилам.
Всю ночь обе армии не спали, совершали маневры, ловили шпионов и высылали разведчиков. В общем, воевали. Мы вдвоем с Людой Лалухиной, будучи посредниками, ходили по ночной степи, вздрагивая от шорохов, и очень боялись заблудиться. Мимо нас проскакакивали лазутчики обеих армий. Сами в черном, мордашка черная от лиманной грязи. Понятно, на ночной войне хитоны отдыхали. Утром за завтраком было временное перемирие, но обе армии были начеку, поднимая свой военный дух кричалками про свое бесстрашие.

А потом начиналось главное - штурм. На холме стоял греческий «город», и его надо было взять. Скифы шли на штурм, греки оборонялись. Помню, была посредником у греков. Мы выстроились цепочкой у баков с грязью, именуемых жидким огнем. Все одели хитоны. Люда Лалухина играла на гитаре, и мы пели Ольвийские песни, прерывая их биением мечей о щиты и криками: «Хайра!». Была очень красивая, но игра. Но когда полезли скифы, игра кончилась. Скифы ревели, орали и стремительно лезли вверх. Мы кидали в них что попало и лили на их буйну голову грязь. В ажиотаже я запулила во врагов обоими тапочками. Но скифы ворвались в город и устремились к флагу в центре холма. Началась рубка на мечах. Я еле сдерживалась, чтобы сохранить нейтралитет посредника. Мне очень хотелось вцепиться в рожу поганому скифу. В этот момент в глубине подсознания я была не педагогом, не москвичкой, не просто цивилизованным человеком. Во мне бушевали страсти женщины, в чей дом ворвались враги, и огромным усилием воли я сдерживалась, чтоб не наброситься на них. К счастью у посредников не было ни мечей, ни щитов. А потом ольвийцы отбросили скифов. Знамя осталось целехонько. Мы победили. Как же я была счастлива!

Замечу, что войн на моем ольвийском веку было штук семь. Но эта единственная, где греки победили. Почему-то нападавшие всегда побеждали.
Потом мы братались. Обе армии, искупавшись в лимане, и смыв свою боевую раскраску, возвращались к своей обычной жизни. А подобревшие скифы вернули мне тапочки, кстати, единственные.

5

День рождения

Еще был праздник день рождения всех летних именинников. Такой праздник требует хлеба и зрелищ. Со зрелищами было хорошо. Заранее писался сценарий, где разные греческие боги  поздравляли именинников, благо, в богов, богинь и всяческих нимф ольвийцы превращались легко - все те же многострадальные простыни + веночек. Да и декорации, естественно, под рукой, точнее, под ногой.
А вот хлеба! Отрадовавшись и упоздравлявшись на веселом капустнике, все должны сесть за праздничные столы. А уж на праздничных столах должны быть торты обязательно. Да не какие-нибудь пироги, а непременно покупные с обильными кремами и розочкой посередине. Добыть такие торты в голой степи трудно, но можно. Вот рецепт: в три часа ночи седлаем «дельфинчика» и мчимся в город Херсон. Главное - быть первыми к открытию кондитерского магазина. Часов 6 утра мы в Херсоне. Первые в очереди. Досыпаем стоя. На момент открытия очередь человек тридцать. Торты тоже дефицит. У нас человек пятьдесят постоянных едоков, да гостей человек двадцать (мы быстро обрастали друзьями).

Десять тортов в самый раз. Ненависть очереди зашкаливает. «По одному в руки!" - ревет очередь, готовая убить и разорвать.
Я с наглой улыбкой требую директора. Показываю ему справку. Справкой я горжусь. Написала сама, правда, печать, честно, интернатская. В справке указано, что партийные и советские органы должны помогать сопровождающим группу детдомовских  воспитанников. «А где воспитанники?» - интересуется директор, уже втайне гордясь, что он партийный и советский орган. «Надо?» - нагло интересуюсь я. - «Через полчаса…»
«Упаси боже!» - представляя встречу очереди и подростков-детдомовцев, говорит директор.
Он выдает нам вожделенные торты, успокаивая очередь байкой про предварительный заказ горкома. И уже не сопротивляясь продает нам всю имеющуюся в наличии халву.
Халва - это песня, это счастье, это валюта, это медаль, в большом  количестве - орден.
Я уже писала, что у ребят вкусное и сладкое - синонимы. Так что халва - самое вкусное на свете. Затарившись еще на базаре, мы мчимся обратно. Надо успеть к началу праздника. На обратной дороге Боря развлекается, глядя в зеркало, как я, раскорячившись, пытаюсь обнять все 10 коробок тортов, чтоб ихние розочки не съехали от дорожной тряски.

Еще на праздничном столе должны быть фрукты. Фрукты мы добывали сами (вишню или черешню). Нет, нет, мы не обчищали сады в соседнем селе. Мы нашу фрукту честно отрабатывали. Мы нанимались в ближайший совхоз на сбор черешни или вишни. Воспринималась эта работа как праздник. Садились рано утром в «дельфинчик», запевали лихую «Там за Танаис рекой» и мчались по утренней степи навстречу счастью.
В саду, глядя на деревья, обсыпанные ягодами, мы впадали в транс: «А есть можно?» - робко спрашивали мы. «Да, конечно же, деточки» - ласково говорил бригадир. Дальше понятно. Вы когда-нибудь видели сцену еды в кино в убыстренном темпе? Через полчаса весь наш трудовой десант лежал вповалку под черешнями (вишнями) животами вверх. Когда вздувшиеся животы слегка опадали, безжалостные командиры отделений поднимали на сбор ягод. К тому моменту черешня или вишня уже была сродни произведением искусства: любоваться можно, есть  невозможно.
Мы были хорошие сборщики и выполняли, и перевыполняли взрослую норму. В конце нам давали премию в виде ящиков с вишней-черешней. На праздничный стол.

Третьим праздничным блюдом был салат «Оливье». «Оливье», он и в Африке «Оливье». Все просто, кроме как нарезать меленько под палящим солнцем на 70 человек (парочку троечку тазов). До сих пор, хочу сделать немного салата - получается таз. Привычка - вторая натура.
В этот день мое дежурное отделение очень гордилось собой. Никакие интеллектуальные придумки не могли перешибить финал праздника, когда после сытного обеда нарядное дежурное отделение на трепетных руках выносило из продовольственной палатки торты (аплодисменты), затем черешню в баках (аплодисменты), затем халву на подносах (бурные аплодисменты. Крики «спасибо!»).
Наверно, это очень продуктовый взгляд на воспитание. Но какое счастье было видеть сытые мордашки наших детей. Они вертелись вокруг устало моющего посуду дежурного отделения, облизывали пальцы после халвы и говорили: «Ну, поели, как дома». Дома почти ни у кого не было.

6

Лиман

Помимо готовки, на дежурном отделении было мытье посуды. В этой ситуации лиман был огромным тазом, в котором отмывались наши котлы. Мытье котлов было делом сугубо мужским. Измазавшись донельзя, дежурные мальчишки получали право на внеочередное купание. Купанье, при всей вольнице, было регламентировано.

Лиман помнится, как блаженство. После готовки у костра - плюх в лиман - охлаждающая благодать. А как чуден был лиман лунной ночью! Хорош был лиман и укутанный утренним туманом. А как экзотичен он был невероятно красного цвета, весь покрытый слоем божьих коровок. Божьих коровок рассыпали из самолета на виноградники для поедания тли, но ветром их сносило на наш лагерь и на лиман.
В своей боевой ипостаси тишайшая «божья коровка, полети на небо…» становится стихийным бедствием. Туча божьих коровок покрывает ровным слоем не только лиман, но и лагерь, крася палатки и волосы в ярко-красное.
Сидим за обедом. Разлили суп. Вдруг гул самолета. Крик «Воздух!» и все, кто чем может, в основном собой, закрывают миски с супом. Как же эти божьи коровки кусались!

Еще из тварей были змеи, тарантулы, котята и щенки.
Котят и щенков любили и подкармливали. Змей ловили и сажали в банку. Затем их норовили отвести в Москву, в интернат. Генка Чернышев смог. Змея долго жила в банке под кроватью, пока банка не разбилась. Змея вылезла и ночью была общая тревога. Пока змеюку не поймали.  После этого случая импорт змей из Ольвии прекратился.
Сколопендр боялись ужасно. Было точно известно что укус сколопендры смертелен. Нашей учительнице по физкультуре Нинуче показалось, что в спальник залезла сколопендра. Нинуча замерев, орала на одной ноте. Рома Скибицкий, учитель труда, старательно щупал замершую в спальнике Нинучу, все так же орущую на одной ноте. Наконец он что-то нащупал в ногах. Мы стояли замерев, не дыша. Нинуча замерла, как изваяние, и тихо лепетала: «Ой, ой, ой». Рома, надев брезентовую перчатку, полез за сколопендрой. И извлек… крошечного пушистого котенка.
Почему-то после этого сколопендры мерещится перестали.

7

Ольвийцы - педагоги.

Мы копали Ольвию, а Ольвия откапывала в нас самое лучшее.
Продуктовая палатка - брезентовый шатер - стояла в центре лагеря и никак не запиралась. Заходившие со мной в палатку дежурные, прекрасно изучили, что где лежит. Но ничего не пропадало, даже сгущенка. Та самая сгущенка, которая по вкусности вторая после халвы. Привилегией, дарованной дежурному отделению, была возможность вылизывать банки сгущенки после слива ее в какао. Могу вас заверить: банки под ольвийским солнышком сверкали чисто бриллианты.

Но сгущенку можно было заслужить. Целую банку. Это если найдешь что-то ценное на раскопе.
Была еще одна награда: поднимать или опускать ольвийский флаг. Ольвийский флаг - это треугольный вымпел с синим дельфинчиком посредине.
Все эти награды присуждались на совете командиров. Каждый вечер в автобусе- «дельфинчике» собирались командиры и комиссары отделений. Обсуждалась работа, получались задания на завтра. Называли достойных кандидатов на флаг. «Педагогическая поэма» в действии. Ольвийская жизнь, по крайней мере в моих воспоминаниях, была такой утопический город Солнца. Плохо работать позорно, хорошо престижно. Воровать у себя - подло. Вымотался на раскопках или в дежурном отделении - получи право поднять или опустить флаг Ольвии. Но, что совсем удивительно, когда совет командиров выбрал меня за какой-то продуктовый подвиг опустить флаг, клянусь, я этим искренне гордилась.

 
Плохо работать в Ольвии было «западло». Но не всем же нравится ковыряться в грязи и пыли аж до нашей эры. Одна девчушка чтоб не переутомиться, часто отпршивалась в кустики. Вдруг однажды выплывает она из этих кустиков с застывшим взглядом и что-то несет на ладошке.  А на ладошке-фигурка богини Ники. Эта находка-мечта любого археолога, то, что ему снится в счастливых снах, находка сезона.
Вот и верь в справедливость судьбы.
Вечером археологи тряслись в экстазе, определяя более точную дату статуэтки и пакуя ее для отправки в Москву.
Наташка получила свою сгущенку на вечерней линейке.

Помимо наград, на линейке раздавались потерянные вещи. Их надо было отработать. Спеть, прочитать стих, пройтись колесом и прочая и прочая, и прочая. Такие ольвийские фанты. Не меньшим развлечением было получение письма. Надо было станцевать под ля-ля. В одну из Ольвий Макс с маленькой Анькой был в Москве, и я танцевала почти ежедневно.

Ольвийский день, начинавшийся в 5 утра, заканчивался для ребят в 10 вечера отбоем. А для взрослых, наконец-то, наступали часы отдыха. Мы собирались в палатке-штабе и расслаблялись вином и песнями.
Я частенько расслаблялась в своей жизни вином и песнями, но ольвийское братство - это что-то особенное. Мы, педагоги, каждый по-своему были в одном деле. Далее пафосно: деле, которому мы служили. Мы - это учителя и воспитатели школы-интерната 72 для детей лишенных попечения родителей.
Мы - это мои коллеги и друзья, и в Ольвии и вне ее. Мои воспоминания о них, как драгоценные камушки: взглянул, полюбовался, положил на место.

8

Моя главная ольвийская подруга - учитель музыки Людочка Лалухина.
Талантлива. Певунья.  Умница. В Ольвии - наш главный доктор. Лечились наши дети у нее постоянно.
Помню картинку: идет пацан и гордо несет впереди себя царапину на пальце. «Вот, поранился, иду в медпалатку» - гордо сообщал он менее счастливым друзьям. В результате Люда целый день лечила, разговаривала, утешала. Чистила наши «авгиевы конюшни», работала на раскопе.
И, конечно, пела. А как они пели на два голоса с Борей Озявой! Когда мы гоняли по степи на «дельфинчике», по степи за очередным председателем, легкомысленно обещавшим бочонок меда. Ах, упоение этой погони, полет по степи и два красивых голоса - мужской и женский: «Там при лужке, при лужке. Конь гулял на воле!»

9

Алексей Иванович Панов.
Как сейчас сказали бы - брутальный мужик с харизмой. Тогда таких умных слов не знали, просто очень уважали. Ольвия - это его эксклюзив. Он ее придумал. Понятно, что первыми Ольвию придумали древние греки - это их эксклюзив. А Алексей Иванович придумал, как привозить детей на раскопки. Только он смог взвалить на свои брутальные плечи такую экспедицию: привозить подростков от 12 до 15 лет в голую степь. Отвечать за их жизнь и безопасность. Рядом - лиман. Отважный мужик.

Было у Алексея Ивановича практически любимое существо - чемоданчик с деньгами. Там лежали деньги на все наши ольвийские расходы. Один из ребят был министром финансов. Он регулярно информировал совет командиров о содержимом чемоданчика. А совет решал, сколько тратить, сколько заначить. Чемоданчик хранился у Алексея Ивановича под подушкой в палатке, замок был плевый. Чемоданчик - мечта пэтэушника пятидесятых. Большого риска был мужик.

Еще Алексей Иванович был кофеман. Он привозил собственноручно обжаренный кофе и молол его на ручной кофемолке. Это был ритуал. Вокруг стояли маленькие кофеманы и вдыхали запах: смесь натурального кофе с запахом степной полыни.

Еще Алексей Иванович был немножко волшебником. Над степью тоже бывали дожди и грозы. Гроза в степи - это стихийное бедствие. Помимо того, что страшно, потоки воды подмывали палатки и норовили их унести. Помню, всей Ольвией спасали продуктовую палатку. Там крупа, соль, сахар, а вдруг, страшно подумать, подмочит халву. И вот мы, полуголые, мокрые, гром гремит, молнии сверкают. Темнота. Почему-то степные грозы любят ночь. После грозы на пару дней небо затягивало. Когда снова будет солнце мы знали точно: Алексей Иванович брился и после его бритья неизменно вылезало солнце. Понятно, географ, понятно знает про облака. Но все равно волшебно.

10

Евгений Вадимович Большаков
Евгений Вадимович для детей - друг, советчик, помощник и учитель труда. От него зависело попадание ученика в ольвийскую экспедицию. За счастье копать древних греков надо было самому заплатить за проезд. Деньги зарабатывались своим трудом. Ребята колотили ящики. Это была наша конвертируемая валюта. Проезд стоил, ну, допустим, сто ящиков. Евгений Вадимович был главным «ящичным» банкиром и работодателем.
А еще Женя был главным  строителем нашего ольвийского лагеря. Это было чудо, повторяемое из года в год: за один день возникал город, пригодный для жизни в бесприютной голой степи.
Евгений Вадимович, с виду был серьезный и даже суровый. Но детей, особенно, детдомовских не обманешь. Они липли к нему как магниты к холодильнику. И знали, что он очень добрый, несмотря на любимую присказку: «Как я люблю маленьких девочек, особенно в томатном соусе». Выражение лица при этом самое свирепое.

11

Сергей Андреевич Левин
Если Алексей Иванович был командиром, то Сережа был комиссаром. В самом высоком и романтичном значении этого неоднозначного слова. Строфа из песни: «Но на трубе он так играл, что мы рвалися в бой» - это точно про него.
Сережа был высокий, красивый и обаятельный. Ему бы полярников и физиков в кино играть, а он стал воспитателем детского дома. Более талантливых воспитателей я не знала, и не знаю до сих пор.
Он любил детей как-то особенно, вкладывая в это чувство страстную энергентику. Ребята его обожали. Причем и мальчики и девочки, большие и маленькие.
Иногда его заносило, но ему прощалось все. Трибун, кумир.

Чтобы слегка сбить пафос, расскажу ольвийский анекдот.
Сережа курил. Курить тогда было можно, но неудобно, так как на мужчинах днем были из одежды только плавки. Сережа засунул сигареты за пояс плавок, вошел в палатку, где мы, педагоги зачем-то собрались, и спросил: «У меня в плавках что-то есть, это видно?» Причину нашего хохота Сережа не понял.

12

Сережа Буйских
Сережа Буйских - талантливый археолог. Посидела-подумала, нет это клише не работает. Сережа с его песнями, с его мягким южно-украинским говорком, с его влюбленностью в Ольвию, был плоть от плоти этой древней степи. Он был и ольвийцем и скифом. Он был словно порождением ольвийского ветра, раскопов, пыли. Лимана, запаха полыни. Еще Сережа обладал удивительным даром общения. В разговоре с ним любая девочка ощущала себя принцессой, любая женщина - королевой. Он умел не просто любить эти древние камни. Он зажигал своей любовью всех от мала до велика, и камни оживали. Его песни воплощали все то, что мы называли ольвийским братством.

13

Здесь отступление, а то захлебнусь от розовых слюней.
Критический момент в нашей интернатской жизни. В интернате назначен капитальный ремонт. Воспитанников раздаем по разным детдомам. Педагогов трудоустраиваем.
Все наши наивные доводы, что, если делают ремонт, почему же дети должны лишаться друг друга и и своих любимых взрослых. Почему нельзя на пару лет переселить куда-нибудь всех вместе.
«Потому что» - неизменный ответ. И все наши попытки сохранить интернат, не как здание, а как очень своеобразную, но семью, рушатся о железобетон городских начальников. Мы все в шоке. Не помогает даже великое телевидение. Первый канал сделал передачу. В нашу защиту. В «Известиях" появилась огромная статья. Но главная мысль, что нельзя разбивать семью во имя ремонта сортира, оказалась слишком умной для чиновников. Все битвы были проиграны. Даже провидение было против нас. В день, когда Ельцин (тогда первый секретарь Московского горкома партии) должен был принять положительное решение по нашему вопросу, его сняли с должности.
На короткое время нас переселяют в другой интернат, а оттуда воспитанников развозят  в другие детдома Москвы. Ребята бастуют. Устраивают завалы для автобусов. По ночам не спят, посылают местных воспитателей, бьют стекла. Для устрашения на ночное дежурство направлен отряд студентов-дипломников из МИФИ. Пришли здоровенные парни, уверенные, что их ждет какой-то бандитский шалман. А их встретили симпатичные ребятки с совсем нестрогим воспитателем. Это была я. Мы собрались в отрядной и мои ребята начали рассказывать студентам какой хороший у них был интернат, какие добрые воспитатели. А потом вспомнили Ольвию, и понеслось. Подошла Люда, и мы запели ольвийские песни. Когда запели ольвийский гимн "Вернемся мы к тебе. А значит ты жива», то пятнадцатилетние парни,  пережившие такое «мама не горюй», плакали. Все понимали - Ольвии больше не будет.
Конечно, студенты были поражены, возмущены и даже пошли в бой за нашу Ольвию с самой Кезиной. Вот  такая была магия Сережиных песен. Но, увы. Интерната, уникального по своей человечности нет.
Впрочем, Ольвия осталась. Туда ездили и ездят наши выпускники. Но это уже другая Ольвия.

14

А мы вернемся в прежнюю.
Ольвия была чуть-чуть семейным мероприятием.
Морозовы, Саша и Наташа, были семейной парой Саша - великий креативщик и придумщик. Благодаря ему праздники наполняли нашу жизнь яркостью и радостью. А еще Сашка наполнял их исторической правдой, так как был историк. «Звездил» он не только в Ольвии.
Везде был талантлив и артистичен.
Наташа-очень уютный человек. Такой просто необходим на бескрайних продуваемых просторах степи. Наташа была отличным дизайнером. Тоже историк, она выверяла наши ролевые игры. Помню придуманные ей ордена за военные заслуги. Орденоносцы носили футболки с орденами даже на раскопе, жертвуя загаром.
Про Борю Озяву писала много. Он был главным человеком в моей ольвийской жизни.

15

Были еще разные замечательные люди в Ольвии. Но память - истинное решето: что-то важное отсеивается напрочь, какая-то ерунда сохраняется. Например про Нинучу. Очень гламурная девушка. Мастер спорта по прыжкам в воду. Занесло учителем физкультуры в наш интернат. В Ольвии гламурность пооблезла, но все равно каждый рассказ «из жизни» начинала с подробного описания «что было надето и обуто».
После Ольвии мы ездили в Одессу всем кагалом. Останавливались в школе, переодевались и шли в цивилизацию. Помню, едем на трамвае. Вошел одесский дед. Нинуча уступила ему место. Дед заценил и вежливость Нинучи, и ее загар.  «Вот, - вещал дед на весь трамвай, - загорелая, мабуть, колхозница, а культурная, не чета вам, городским». «Колхозницу» Нинуча переживала все 3 дня Одессы.

16

Всю Ольвию мы копили деньги. Строгость и неподкупность министра финансов была фанатичной. Зато в Одессе мы «шикарно» обедали в ресторане, гуляя на все меню. Потом садились в поезд, и он вез нас в Москву. Как же не хочется уезжать из Ольвии! Память услужливо подсказывает какие-то мелочи, зарисовки.
Патрик-мулат, но внешне абсолютный негр. Это его и погубило. Было строго запрещено самовольно покидать лагерь. А копали мы в этот раз рядом с селом. Вот иду я в магазин, а сердобольные тетушки мне говорят: «Уж больно у вас тут хлопчик загорел, прямо как головешка». И тут же выясняется, что хлопчик  повадился ходить в магазин по конфеты. Разоблаченный Патрик долго изумлялся, как я его вычислила.

Вернемся в интернат.
Мой разновозрастный отряд (от 10-ти до 16-ти) носил имя Януша Корчака. Так случилось. Положено было изучать биографию героя, чье имя носил отряд. Биография у Януша Корчака была замечательная. Работа врачом и воспитателем в «доме сирот» в Варшаве. Его книжку «Король Матиуш» я с удовольствием читала своим ребятам вслух перед отбоем. Про «Дом сирот» тоже много интересного рассказывала. Мы решили поставить спектакль про жизнь и смерть Януша Корчака. Тут как раз близилась дата освобождения Варшавы. И мы решили приурочить. Так у меня в плане работ и было записано:
16.00 - выведение вшей.
18.00 - репетиция взятия Варшавы.
Для рассказа о Варшаве к нам приехала активистка общества Советско-Польской дружбы. Пришла такая солидная дама, вся грудь в орденах и медалях. Дама про детдомовцев знала мало и выступать боялась. Я посоветовала ей рассказать историю получения наград. «Я не могу» - сказала дама. «Я служила в особом отделе. Там все секретно». Дама была кгбешной. Меня охватил панический ужас. Самая эмоциональная часть спектакля была поставлена по поэме Галича «Кадиш». Галич был абсолютно запрещенным автором. Я рассказала ситуацию Сереже Левину. Он тогда был старшим воспитателем и рисковал не меньше меня. «Нельзя отменять. Что о нас подумают ребята?» Это был аргумент против возможного ареста по политической статье. И он перевесил.
Как играли мои ребята!!! И вот мой разновозрастный отряд под знаменем «Дома сирот», зеленым, с 4-х листным клевером шел по сцене как «по улицам замершей от ужаса Варшавы», шел в свой последний путь в лагерь «Треблинка». В зале плакали все, кроме меня. Я смотрела на тетку из КГБ. Достав белый платочек, она рыдала в голос. После спектакля подошла ко мне обнимала. Говорила, что мы молодцы, что она давно не переживала такого чувства. И сценарий замечательный. Особенно стихи. А кстати чьи? Уменя задрожало все внутри. «Польского поэта Вацлава Вишневецкого» - уверенно соврала я. «Хороший поэт», - одобрила тетка.

17

Света!  Огромное спасибо!!! За Ольвию в твоём исполнении. Я как там побывала. Добавила бы ещё раздел о Буракове и других археологах, а так же - Оксана Николаевна, Кораллов А.С., Кузнецова Людмила Викторовна и др.

18

Ой! И ещё Александре Георгиевне огромное мерси...Коллега! Я счастлива, что Ольвия не забыта!!!

19

Да, Света, это воспоминания Александры Георгиевны. Я лишь фото подобрала.

20

Прочитала дневник на одном дыхании и задыхалась от зависти и к детям, и ко взрослым. Особое спасибо за рассказ про Алексея Ивановича, я ничего этого не знала, хотя несколько лет проработала с ним в Центре адаптации. А стиль комиссара Сергея Андреевича мне досконально знаком и близок. Не удивлюсь, если узнаю, что у автора дневника "Другая жизнь" есть литературный опыт за пределами освещенной темы. С удовольствием бы почитала. Спасибо огромное!!!

21

Софья Федоровна, Вы правы, у Александры Георгиевны в 2019 году в издательстве "Розовый жираф" вышла книга "Вещи моего детства"  https://www.pgbooks.ru/books/authors/11885/ 
Здесь о ней рассказывает блогер https://youtu.be/yPrj0JDTFRM

Быстрый ответ

Напишите ваше сообщение и нажмите «Отправить»



Вы здесь » Агора » Разговоры » Ершанская А.Г. "Другая жизнь"